7 критериев исторического сочинения егэ от фипи

Особенности ЕГЭ по обществознанию в 2022 году

Общество — самый популярный экзамен для сдачи среди выпускников. Многие выбирают этот предмет, считая его легким. И, видимо, изменения в ЕГЭ 2022 по обществознанию должны были снять с одиннадцатиклассников розовые очки. Экзамен и раньше был не самым простым, но с этого года уровень сложности вырос в разы. Теперь чтобы получить высокие баллы, нужно действительно разбираться в экономике, политике, праве, социальных отношениях и взаимодействии человека с обществом. И разбираться хорошо.

Более того, изменения в ЕГЭ 2022 по обществознанию коснулись и процедуры проведения экзамена! Теперь на написание варианта дается 180 минут (вместо 235), а максимально возможный первичный балл за него — 57 (вместо 64). Это связано с сокращением количества заданий: их осталось 25.

План сочинения по истории ЕГЭ

Теперь, зная требования, как писать сочинение по истории ЕГЭ 2021, необходимо оформить их в связное рассуждение, за которое эксперт поставит максимальный балл. Для этого лучше всего следовать четкому проверенному плану:

  1. Вступление: указанная личность или явление (их характеристика, временной период) + перечисление событий.
  2. Основная часть:

    1. Первый процесс — причина + роль первого (или указанного) человека + следствие.
    2. Второй процесс  — причина + роль второго человека + следствие.
    3. Дополнительный процесс — причина + роль дополнительной личности + следствие.
  3. Заключение: оценка в контексте истории России (к каким явлениям другого временного периода привели выбранные события?).

На что делать упор при подготовке

Сочинение по истории ЕГЭ 2021 проверяет всестороннее знание исторического контекста, поэтому при подготовке к нему нужно делать упор на взаимосвязи явлений каждого периода, а также на роли важных героев (не всегда правителей) в них. Также с построением единой картины поможет хронологическая последовательность.

Если все процессы истории России будут связаны в единое полотно, то по одному названию или имени не составит труда восстановить полную картину периода. Более того, это поможет запомнить и раскрыть причинно-следственную связь и роли людей, то есть справиться с самыми сложными критериями экзамена.

Типичные ошибки

Однако знать, как писать сочинение по истории ЕГЭ 2021, недостаточно, чтобы получить высший балл. На пути к 100 баллам могут встать также типичные ошибки:

  1. Фактические ошибки — чаще всего, они связаны с банальными описками (метрополия вместо митрополия или же излишние обобщения), но иногда они возникают из-за употребления терминологии в контексте несвойственного для нее времени.
  2. Смешение роли личности и причинно-следственной связи — выпускники часто не замечают, как превращают действия выбранных людей в следствия событий, из-за чего они лишаются баллов либо за К2, либо за К3.
  3. Оценка влияния на дальнейшую историю — выпускники не называют конкретной связи с событиями будущего, к которым привели явления разбираемого периода.

Несмотря на изменение формата, сочинение по истории ЕГЭ 2021 сохраняет структуру прошлых лет. Знания и регулярная практика помогут выполнить работу на высокие баллы. Чтобы накопить базу и уметь писать эссе по любой теме, необходимо начать подготовку уже сейчас!

Секреты подготовки

Согласно статистике, результат в диапазоне от 90 до 100 баллов показывают менее 10% выпускников, что говорит о недостаточно качественной подготовке к экзаменам и подчеркивает ряд проблем, существующих сегодня в школах.

Можно ли самостоятельно выучить историю и получить желаемый сертификат с высоким баллом ЕГЭ? Если на протяжении всех лет обучения в школе вы действительно учили данный предмет и при этом способны организовать самообучения на систематической основе, то повторить теорию и отработать необходимые практические навыки вполне реально без обращения к дорогостоящим репетиторам.

Подготовка к ЕГЭ 2021 по истории должна включать в себя:

  • повторение теоретического материала (по учебникам, печатным изданиям или видео урокам);
  • составление дневника, в котором рекомендуется сохранить информацию о важных событиях и личностях разных временных периодов;
  • решение тестовых заданий, представленных в открытом банке на сайте ФИПИ;
  • написание сочинений (если ранее можно выбрать один из 3-х заранее известных периодов и максимально качественно проработать именно его, то в 2021 году потребуется более тщательная проработка исторического материала);
  • решение демонстрационных вариантов (можно сверить правильность ответов с доступными видео-разборами).

Облегчить задачу составления исторического дневника поможет полный перечень событий и дат, который вы можете скачать себе на устройство для дальнейшей работы в режиме офлайн.

Особое внимание на этапе подготовки стоит уделить написанию исторических сочинений. Опытные педагоги рекомендуют придерживаться такого алгоритма в ходе написания сочинения:

  1. Определитесь с темой.
  2. Выпишите на черновик важную информацию – даты, данные правителей и личностей, влиявших на ход истории.
  3. Выделите важные и второстепенные события.
  4. Установите причинно-следственные связи между событиями выбранного периода.
  5. Определите причину такого поворота событий.
  6. Составьте план сочинения.
  7. Напишите текст на черновике.
  8. В конце обязательно добавьте несколько предложений с вашей оценкой выбранного периода.
  9. Вычитайте текст на предмет логических, стилистических, грамматических и пунктуационных ошибок.
  10. Перепишите сочинение в Бланк ответов №2.

Конечно, в сети можно найти много готовых сочинений для ЕГЭ по истории, но в 2021 году не стоит просто заучивать чужой текст. Если вас уличат в плагиате, такие необходимые для поступления 12 баллов будут потеряны, тогда как написать эссе самостоятельно, основательно подготовившись заранее вполне реально. Разобраться в тонкостях написания исторического сочинения в 2021 году вам поможет этот видео-урок:

  • ЕГЭ по литературе в 2021 году
  • ЕГЭ по русскому языку в 2021 году
  • ЕГЭ по физике в 2021 году

Формула перевода баллов ЕГЭ

Шкала перевода первичных баллов ЕГЭ в тестовые, приведенная в таблице, получена на основе расчетов по следующей формуле. При желании можно рассчитать самостоятельно.

где t – тестовый балл ЕГЭ (по 100-балльной системе, который идет в сертификат ЕГЭ), θ– первичный балл сдававшего ЕГЭ, θ min – оценка, соответствующая одному первичному баллу θ m
ax

,– оценка, соответствующая первичному баллу, на единицу меньшему максимально возможного. Округление проводится до целого числа по правилам математики. Нулевому первичному баллу соответствует 0 за ЕГЭ, а максимально возможному первичному баллу соответствует 100 баллов за ЕГЭ.

Таблица перевода баллов ЕГЭ в оценки

С 2009 года тестовые баллы ЕГЭ не переводятся в стандартные школьные оценки по пятибалльной системе. Это сделано потому, что баллы ЕГЭ больше не влияют на оценку, которая ставится в аттестат, и пересчитывать их незачем. Но до сих пор очень тяжело отказаться от пятибалльного эквивалента отметок ЕГЭ. Поэтому приводим ниже таблицы, по которым можно приблизительно провести соответствие баллов ЕГЭ стандартной школьной отметке.

Структура КИМа

В 2021 году ФИПИ не будет вносить изменения в структуру КИМов и формат проведения ЕГЭ по истории. При этом актуальными останутся все нововведения 2020 года.

Основным нововведением будет новая модель исторического сочинения. Если раньше выпускникам предлагалось написать текст по одному из 3-х предложенных исторических периодов (они были неизменными для всех вариантов КИМ), то в 2021 году экзаменуемым будут предложены для размышлений 3 исторических процесса либо деятельность 3-х исторических личностей.

Таким образом, задача для выпускников осложняется, ведь уже нельзя заучить текст об одном из периодов – в разных вариантах КИМов могут встретиться совершенно разные наборы «исторических троек».

В КИМе 2021 года экзаменуемым будет предложено 25 заданий (а точнее 31 вопрос с учетом 7 критериев оценивания сочинения), среди которых 16 – базового уровня сложности, 8 – повышенного, и 7 – высокого.

Задания будут разделены на два блока:

Часть Кол-во Тип ответа
1-я 19 шт. (№1-19) краткий
2-я 6 шт. (№20-25) развернутый

При этом краткий ответ в тестовой части работы может быть представлен последовательностью цифр, словом либо словосочетанием.

В заданиях №20-22 экзаменуемому будет необходимо выполнить анализ исторических источников, а в заданиях №23-25 продемонстрировать применение причинно-следственного, структурно-функционального, временного или пространственного анализа.

Самым сложным, по мнению выпускников, является задание №25 – историческое сочинение. Согласно тексту задания, в сочинении необходимо:

  • указать минимум 2 важных события, относящихся к выбранной теме;
  • охарактеризовать минимум 2 исторические личности, оказавших весомое влияние на ход истории;
  • указать между событиями минимум 2 причинно-следственные связи;
  • дать оценку влиянию описанных событий на ход истории (можно с опорой на исторические факты и мнение историков).

Важно! В тексте сочинения должны присутствовать исторические термины и понятия, относящиеся к выбранной теме. Также смотрите подробный разбор новых КИМ для ЕГЭ 2021 года по истории:

Также смотрите подробный разбор новых КИМ для ЕГЭ 2021 года по истории:

Критерии оценивания

2 балла
Правильно указаны два события (явления, процесса), в которых участвовал выбранный исторический деятель 2 балла.
Правильно указано одно событие (явление, процесс), в котором участвовал выбранный исторический деятель 1 балл.
События (явления, процессы), в которых участвовал выбранный исторический деятель, не указаны или указаны неверно 0 баллов.
2 балла
Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; правильно охарактеризована роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) 2 балла.
Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; правильно охарактеризована роль только одной личности с указанием её конкретных действий (или конкретного действия), в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) 1 балл.

Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; роль каждой из них в указанных в сочинении событиях (явлениях, процессах) не охарактеризована / охарактеризована неправильно.

ИЛИ Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; при характеристике роли каждой из личностей в указанных событиях (явлениях, процессах) приведены рассуждения общего характера без указания их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов).

ИЛИ Историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность не названа / названа неверно

0 баллов.
2 балла
(По данному критерию не засчитываются причинно-следственные связи, названные при указании роли личности и засчитанные по критерию К2)
Правильно указаны две причинно-следственные связи, характеризующие причины событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной участником экзамена) 2 балла.
Правильно указана одна причинно-следственная связь, характеризующая причину события (явления, процесса), которое произошло в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной участником экзамена) 1 балл.
Причинно-следственные связи, характеризующие причины событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной участником экзамена), указаны неверно / не указаны 0 баллов.
1 балл
Указано влияние любого события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный исторический деятель, на дальнейшую историю России с опорой на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти 1 балл.

Влияние события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный исторический деятель, на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти, сформулировано в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов и (или) мнений историков.

ИЛИ Влияние события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный исторический деятель, на дальнейшую историю России не указано

0 баллов.
1 балл
При изложении корректно использована историческая терминология 1 балл.

Все исторические термины, понятия использованы некорректно.

ИЛИ Исторические термины, понятия не использованы

0 баллов.
3 балла
(1, 2 или 3 балла по критерию К6 может быть выставлено только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 6 баллов)
В историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки 3 балла
Допущена 1 фактическая ошибка 2 балла.
Допущены 2 фактические ошибки 1 балл.
Допущены 3 или более фактические ошибки 0 баллов.
1 балл
(1 балл по критерию К7 может быть выставлен только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 6 баллов)
Ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала) 1 балл.
Ответ представлен в виде отдельных отрывочных положений 0 баллов.

Максимальный балл — 12

Решай по истории.

Есть ещё два новшества и одно уточнение

Все они касаются задания № 25

Первое новшество

Критериев, по которым будет оцениваться историческое сочинение, стало меньше: 6, а не 7 как раньше. Теперь выпускники не получают баллы за использование терминологии (бывший критерий № 5). Однако всё равно могут быть «оштрафованы» за неверное употребление терминов и понятий.

Таким образом, критерий, по которому теперь оценивается наличие фактических ошибок – это К5 (ранее К6). За отсутствие фактических ошибок, как и прежде, максимально можно получить 3 балла.

Связность же текста теперь оценивается по критерию 6 (ранее К7). В случае выполнения он по-прежнему может принести выпускникам 1 первичный балл.

Уменьшение количества критериев напрямую связано с повышением баллов за задание на аргументацию (с 4 до 5). Из-за этого, в свою очередь, теперь за историческое сочинение можно получить максимально 11 первичных баллов, а не 12 как в прошлом году (1 балл был отдан 24-му заданию).

Продолжая тему выставления баллов, следует отметить…

Второе новшество

Теперь баллы за К5 (отсутствие ошибок) и К6 (связность текста) можно получить при выставлении пяти баллов за К1-К4.

Это естественно облегчает участникам ЕГЭ получение баллов по К5 и К6. Ведь в проекте демоверсии 2021 г. предусматривалось выставление баллов за отсутствие фактических ошибок и связность текста только при наличии шести (!) баллов за К1-К4.

Уточнение

Относится к критерию оценивания № 4 для сочинения по историческим деятелям.

В проекте демоверсии было сказано, что для получения 1 балла по К4 в сочинении по личностям требуется «используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние любого из указанных Вами событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный исторический деятель, на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти».

Это условие вызывало закономерные вопросы относительно, например, личности Н.С. Хрущёва, который ушёл в отставку в 1964 г., а умер лишь в 1971 г. Понятно, что оценить значение его деятельности для периода сразу после его ухода на пенсию намного проще, чем после кончины.

Видимо, чтобы избежать подобных трудных ситуаций, в утверждённом варианте демоверсии относительно К4 для исторических деятелей указано: «В случае, если выбранный исторический деятель в последние годы жизни «отошёл от дел», не принимал активного участия в событиях (явлениях, процессах) в той сфере, к которой относятся указанные в сочинении события (явления, процессы) с его участием, то по критерию К4 может быть зачтено указанное участником ЕГЭ влияние на события (явления, процессы), произошедшие в последние годы жизни этого исторического деятеля».

Т.е. в случае с Н.С. Хрущёвым для выполнения К4 необязательно искать значение его действий после 1971 г. Можно указать его как для периода с 1964 до 1971 гг., так и позднее.

Изменения 2022 года

Федеральный институт педагогических изменений (ФИПИ) официально объявил, что разработчики намерены видоизменить задания ЕГЭ с 2022 до 2024 года. Внедрение обновленных заданий ЕГЭ по всем предметам будет вестись поэтапно, но стартует очередная реформа ИГА уже летом 2022.

Первая важная новость – Единый государственный экзамен (ЕГЭ) по истории в 2022 году сократили с 3 часов 55 минут до 3 часов, сообщили в Рособрнадзоре. Также в экзаменационную работу включили новые модели заданий на применение предметных навыков.

Из работы исключён ряд заданий, которые дублировали проверку знаний и умений, проверяемых другими заданиями. Это задания

  • на работу с письменным историческим источником (6, 10 и 22 по нумерации 2021 г.);
  • на знание фактов, предполагающее множественный выбор (7 по нумерации 2021 г.);
  • задание-задача (23 по нумерации 2021 г.).

Из работы исключено историческое сочинение (25 по нумерации 2021 г.).

Часть заданий, нацеленных на проверку определённых знаний и умений, преобразована в задания, предполагающие расширение и детализацию проверки этих же умений и проверку умений, ранее не проверявшихся в экзаменационной работе.

  • Задание на проверку знания исторических понятий с кратким ответом (3 и 4 по нумерации 2021 г.) преобразовано в задание с развёрнутым ответом на проверку знания исторических понятий и умения использовать эти понятия в историческом контексте (задание 18 по нумерации 2022 г.).
  • Из задания на работу с информацией, представленной в форме таблицы (11 по нумерации 2021 г.), исключён материал по истории зарубежных стран; в 2022 г. это задание нацелено на проверку знания важных исторических событий, произошедших в регионах нашей страны, и географических объектов на территории зарубежных стран, непосредственно связанных с историей нашей страны (задание 4 по нумерации 2022 г.).
  • Задание на работу с исторической картой (схемой) (15 по нумерации 2021 г.) преобразовано в задание на проверку умения соотносить информацию, представленную в разных знаковых системах, – историческую карту и текст (10 по нумерации 2022 г.).
  • Задания с краткими ответами на работу с изображениями (18 и 19 по нумерации 2021 г.) преобразованы в задания с развёрнутым ответом (14 и 15 по нумерации 2022 г.), предполагающим самостоятельное объяснение вывода об изображении и указание факта, связанного с изображённым памятником культуры.
  • В целях усиления содержательной составляющей экзаменационной работы, посвящённой Великой Отечественной войне, вместо задания с кратким ответом, посвящённого Великой Отечественной войне (задание 8 по нумерации 2021 г.) включено задание с развёрнутым ответом, предполагающее работу с историческими источниками по теме Великой Отечественной войны (задание 16 по нумерации 2022 г.).
  • Задание на аргументацию (24 по нумерации 2021 г.) усовершенствовано: в задание добавлен материал по истории зарубежных стран (19 по нумерации 2022 г.).

В экзаменационную работу добавлено новое задание на установление причинно-следственных связей (17 по нумерации 2022 г.).

Из заданий, предполагающих множественный выбор (6 и 11 по нумерации 2022 г.), исключено положение, указывающее на количество правильных элементов.

Так, в 2022 году ЕГЭ по истории не станет проще, ведь хоть из КИМов исключили историческое сочинение, но добавили новое задание на установление причинно-следственных связей, а задание с кратким ответом, посвященное Великой Отечественной войне, заменили заданием с развернутым ответом, предполагающим работу с историческими источниками о Великой Отечественной войне.

Теперь давайте рассмотрим изменения, которые произошли в ЕГЭ по истории 2022 года более подробно.

Какие изменения в 2021 году

Сочинение по истории ЕГЭ 2021 существенно отличается от аналогичного задания в предыдущие годы. В 2020 выпускникам было предложено написать эссе по одному из временных периодов трех эпох: время правления Рюриковичей и Смута, время правления Романовых, ХХ век. Он мог включать в себя глобальный процесс или время правления определенного человека.

В 2021 году в качестве тем, на которые нужно будет написать сочинение по истории ЕГЭ 2021, будут даны не даты, а личности или явления — по одному из каждой указанной выше эпохи. В одно время может происходить огромное количество процессов с участием важных для них людей. Именно поэтому заучивать готовые работы не получится: нельзя предугадать, что попадется на экзамене.

Это хорошая новость для выпускников, которые учатся, как писать сочинение по истории ЕГЭ 2021. Впоследствии это задание отсеет их конкурентов, которые раньше могли схитрить.

Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом

В заданиях ЕГЭ есть несколько вопросов, требующих развернутого ответа. Задания 8 и 15, на них необходимо дать обоснованный ответ в размере 5–10 предложений, для раскрытия темы.

Колличество предложений не является основным критерием оценки этих заданий, оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний в данной теме экзаменуемый может ответить в большем объёме, при умении правильно формулировать свои мысли, может быть достаточно ответить и в меньшем объёме).

Если по критерию 1 «Соответствие ответа заданию» ставится  0 баллов, это задание считается невыполненным.

По другим критериям в «Протокол проверки развёрнутых ответов» выставляется 0 баллов. 

Если по критерию 2 «Привлечение текста произведения для аргументации» ставится 0 баллов, то по критерию 3 «Логичность и соблюдение речевых норм» работа не оценивается совсем, в «Протокол проверки развёрнутых ответов» по критерию 3 выставляется 0 баллов.  

Критерий

Баллы

1. Соответствие ответа заданию.

2

Ответ на вопрос дан правильно и сообщает о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения.

2

Ответ корректно соотнесён с указанной задачей, но не дает возможности судить о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения.

1

Ответ содержательно не сопоставлен с указанной задачей.

2. Привлечение текста произведения для аргументации.

2

Для аргументации высказываний текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания элементов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция изложена верно, фактические ошибки отсутствуют.

2

Для аргументации высказываний текст привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании, авторская позиция изложена верно, 

либо

сделана одна фактическая ошибка

1

Высказывания не аргументированы текстом произведения, 

либо

авторская позиция отображена не верно,

либо

допущено более двух фактических ошибок

3. Логичность и соблюдение речевых норм.

В ответе отсутствуют логические и речевые ошибки.

2

Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, либо речевая) – в сумме не более 2 ошибок.

1

Допущено более двух ошибок одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов).

 Максимальный балл

6

Что изменилось в ЕГЭ в 2022 по обществознанию?

Так какие же конкретно произошли изменения в ЕГЭ 2022 по обществознанию? Экзамен изменен буквально полностью: от набора заданий до количества баллов. И, естественно, изменились критерии оценивания варианта.

Перевод баллов

Количество первичных баллов по сравнению с прошлым годом сократилось на семь: вместо 64 можно получить максимум 57. Из них 29 — за первую часть с тестами, а 28 — за вторую часть с развернутыми ответами.

Из-за изменения максимального балла преобразуют и шкалу перевода первичных баллов во вторичные. Однозначно сказать, с какого результата начнется 90+ за ЕГЭ, сейчас нельзя: шкала будет доступна только после экзамена

Поэтому особенно важно готовиться на максимум!

Критерии оценивания

Из-за изменения ЕГЭ 2022 по обществознанию нумерация заданий в варианте сильно поменялась. Это стоит учитывать при изучении критериев оценивания работы.

В первой части за правильный ответ (прописанный в ключах) можно получить от одного до двух баллов:

  • № 1, 9, 12 — максимум 1 балл,
  • № 2–8, 10–11, 13–16 — максимум 2 балла.

Ко второй части даны только примерные ответы, на которые будут опираться эксперты при оценке, и критерии к проверке работы.

Задание №17 — это три вопроса, на которые нужно дать три развернутых правильных ответа. Максимальный балл — 2.

При этом, за приведение дополнительных положений балл может быть понижен:

Задание №18 — это определение понятия, которое можно дать в одном или нескольких предложениях. Главное — с двумя существенными отличительными признаками. Максимальный балл — 2.

Согласно изменениям в ЕГЭ 2022 по обществознанию, в этом задании также придется идти четко по вопросам:

Задание №19 — это задание на приведение развернутых примеров, то есть отдельные словосочетания засчитаны за пример не будут. Здесь также действует правило о лишней информации, как и при оценивании №17 и №18.

Максимальный балл — 3.

Задание №20 — это задание на формулирование развернутых положений по заданной теме. Также не засчитываются словосочетания и снимаются баллы за лишнюю информацию.

Максимальный балл — 3.

Задание №21 — это график спроса и предложения, по которому нужно ответить на три вопроса. По изменениям в ЕГЭ 2022 по обществознанию, это вопросы о том, как изменился один из показателей, что могло вызвать такое изменение и как изменятся показатели при определенном условии. Все ответы должны характеризовать именно тот рынок, который представлен на графике, иначе они обнуляются. Также второй и третий вопрос засчитываются только при правильном ответе на первый. Пункт о лишней информации также действует.

Максимальный балл — 3.

Задание №22 — это традиционные вопросы по гипотетическому государству. Максимальный балл — 4.

Помимо положения о лишней информации, для оценки задания существует еще одно указание:

Задание №23 — это основное изменение в ЕГЭ 2022 по обществознанию: проверка знания Конституции РФ и российского законодательства в принципе. Нужно будет привести развернутые примеры с опорой на конкретные положения закона. При этом, указывать номера статей не нужно. Правило о лишней информации действует.

Максимальный балл — 3.

Задание №24 — это сложный план по теме для доклада. Критерии оценивания особо не изменились. Пункт о лишней информации действует. Максимальный балл — 4.

Задание №25 — это элементы эссе, такие как обоснование одного из пунктов, приведение функций и примеров к ним. Пункт о лишней информации действует. Максимальный балл — 4.

Варианты

Изменения в ЕГЭ 2022 по обществознанию в самом варианте касаются в основном нумерации. Также исключили бывшие задания № 1, 2, 20, 22, 26, а задание на график перенесли во вторую часть. Также задания на план и эссе объединили в одну группу — доклад (план остается почти без изменений, вместо эссе — его элементы).

Отдельно добавили во вторую часть задание на знание законодательства, в особенности Конституции РФ.

Как писать новое сочинение по истории 2021

Сочинение по истории ЕГЭ 2021 представлено двумя форматами: по процессу или явлению и по личности. Требования к ним незначительно, но отличаются. 

Отвечая на вопрос, как писать сочинение по истории ЕГЭ 2021, если выпало имя, нужно раскрыть, что хочет видеть эксперт в этой работе:

  1. Два процесса, в которых принимала участие заданный человек.
  2. Дополнительная личность, принимавшая участие в описываемых событиях.
  3. Роль заданной и выбранной личностей в процессах с указанием конкретных действий.
  4. Две причинно-следственные связи к выбранным процессам.
  5. Оценка влияния на произошедшее после смерти указанного человека.

Чтобы разобраться, как писать сочинение по истории ЕГЭ 2021, если выпало явление, стоит также следовать некоторым требованиям:

  1. Два события в рамках этого явления.
  2. Два человека, участвующие в описываемых событиях.
  3. Роль этих людей в процессах с указанием конкретных действий.
  4. Две причинно-следственные связи к выбранным событиям.
  5. Оценка последствий указанного явления в контексте истории России.

О плюсах и минусах планируемых изменений

Положительные моменты

1. Исчез довольно-таки бесполезный, по сути, критерий «использование исторической терминологии» в историческом сочинении. Ведь трудно представить, как вообще можно написать исторический текст без употребления тех или иных научных понятий.

Т.о. меньше становится баллов, которые получались выпускниками практически «автоматом».

2

Уточнена достаточно спорная ситуация с существовавшей у некоторых исторических деятелей разницей между временем «отхода от дел» и временем смерти, что было важно для выполнения К4 (см. выше пример с Н.С. Хрущёвым)

Это облегчает выполнение задания в целом и повышает шансы участников экзамена на его успешное написание

Хрущёвым). Это облегчает выполнение задания в целом и повышает шансы участников экзамена на его успешное написание.

3. Самое сложное, на мой, и думаю не только на мой взгляд, задание в ЕГЭ по истории – на аргументацию (№ 24), стало более лояльным к выпускникам. Теперь даже за один правильный аргумент в любую сторону («за» или «против») можно получить хотя бы 1 балл. Это, безусловно, увеличивает шансы школьников на более высокие результаты экзамена.

4. То же самое (о большей лояльности к участникам ЕГЭ) можно сказать и по поводу уменьшения до пяти количества баллов за К1-К4 в историческом сочинении, которые нужны, чтобы получить баллы за К5 (отсутствие ошибок) и К6 (связность текста).

Отрицательные моменты

1. Увеличение баллов за задание на аргументацию, которое школьники обычно выполняют даже хуже, чем пишут историческое сочинение, точно никак не повлияет на улучшения качества выполнения задания № 24. Очевидно, что некоторые выпускники, рассчитывая теперь даже за откровенно слабые аргументы всё равно получить хотя бы 1-2 балла, вряд ли будут сильно напрягаться с их формулированием.

2. Ситуация с понижением до пяти количества баллов за К1-К4 в историческом сочинении, которые нужны, чтобы получить баллы за К5 и К6, может в свою очередь привести к уменьшению внимания определённой части выпускников к качественному выполнению задания.

3. Уточнение критерия 4 для сочинения по историческим деятелям (возможность оценивать деятельность по последним годам жизни, а не обязательно после смерти) не снимает всех вопросов к методикам отбора исторических личностей для задания № 25.

Например, относительно М.С. Горбачёва, который закончил свою политическую деятельность в 1991 г. однако до сих пор жив, а значит, не вписывается даже в критерий с пояснением. Ведь непонятно, какие годы для него считать «последними».

Ссылка:

___

Подпишитесь и следите за выходом новых публикаций в моем сообществе Вконтакте «История ЕГЭ и кот Степан» vk.com/historystepa

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector